• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Игры на создание общественного блага

Игры на создание общественного блага – один из классических разделов экспериментальной экономики. Для начала определим, что же такое общественное благо.

Общественное благо — благо, обладающие следующими признаками:

  • Неисключаемость — практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага
  • Неконкурентность в потреблении — потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим
  • Неделимость — благо нельзя разложить на отдельные единицы

Примерами общественных благ могут служить свет маяка, национальная безопасность государства, здравоохранение и образование.

Общественные блага отличаются от частных благ тем, что их продажу практически невозможно организовать. Так как общественные блага являются неисключаемыми, многие предпочитают пользоваться ими бесплатно и за счет взносы других. Таким образом, существование общественных благ порождает проблему безбилетника.

Рассмотрим типичный сценарий игры на создание общественного блага.

Предположим в игре участвует 4 человека, каждый из которых в начале игры имеет 100 рублей. Участникам предлагается пожертвовать любую сумму из своего бюджета (от 0 до 100 рублей) на создание общего фонда (общественного блага). Участники знают, что после пожертвований общий фонд будет удвоен и распределен поровну между участниками, вне зависимости от первоначального взноса.

Если участники объединятся и инвестируют все свои деньги в фонд, то в конце игры каждый из них получит 200 рублей. Однако, в отсутствии кооперации, рациональным решением для любого участника будет вообще не вкладывать деньги в фонд (каждый инвестируемый рубль приносит участнику лишь 25 копеек дохода) и надеяться на доход от инвестиций других участников. Нулевой вклад в данной игре является равновесием по Нэшу. Если в игре будет достигнуто данное равновесие, то попытка создать общественное благо потерпит полных крах, и ни один участник не сможет увеличить свой первоначальный доход.

Тем не менее, в подобных экспериментах очень редко можно наблюдать равновесие по Нэшу. В зависимости от дизайна эксперимента, средний вклад игры варьируется от 0 до 100%. Люди предпочитают вкладывать хотя бы небольшую часть своего дохода в общественное благо. Тех, кто вкладывает меньше среднего называют безбилетниками (free-riders or defectors), тех, кто вкладывает больше среднего, сговорщиками (cooperators).

В повторяющихся раундах на создание общественного блага было выявлено снижение среднего вклада в каждой последующей игре, что объясняется возрастающим доверием к остальным участникам. Игрок понимает, что в следующем раунде другие продолжат инвестировать в фонд, и таким образом склонен инвестировать меньшую часть своего дохода, полагаясь на инвестиции других. Однако, даже в повторяющихся играх средний вклад редко опускается до нуля.  

Подобное поведение людей в лаборатории во многом проявляется и в реальной жизни. Стоит вспомнить, например, работу в группе над проектом, вопрос финансирования здравоохранительных программ, защиту экологии, безопасность на дорогах и многие другие темы, затрагивающие современное общество. Зачастую, в подобных ситуациях люди склонны принимать иррациональные, с точки зрения экономики, решения, которые, однако, очень часто положительно влияют на благосостояние общества. Подобное альтруистическое поведение людей до сих пор до конца не изучено и в основном объясняется в таких терминах, как добровольное взаимодействие, повышение собственной репутации, наказание и вознаграждение за совершенные действия. 

Полезные ссылки:


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!